Региональный оператор по обращению с ТКО

Общие сведения

  • Общие сведения
  • Документы
  • Терсхема
  • Нормативно-правовые акты

Уважаемый Потребитель услуги обращения с твердыми коммунальными отходами!

В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Суть изменений в том, что каждый субъект федерации должен выбрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор по обращению с ТКО – это юридическое лицо, обязанностью которого является организация и осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию, утилизации и размещению всех ТКО, образующихся в зоне его деятельности, строго в соответствии с действующим законодательством.

Согласно территориальной схеме обращения с ТКО Кемеровской области, региональные операторы по обращению ТКО будут осуществлять свою деятельность в двух зонах - «Юг» и «Север». 

В зону «Юг» Кемеровской области входят: Новокузнецкий городской округ, Прокопьевский городской округ, Осинниковский городской округ, Калтанский городской округ, Киселевский городской округ, Мысковский городской округ, Краснобродский городской округ, Междуреченский городской округ, Прокопьевский муниципальный район, Новокузнецкий муниципальный район, Таштагольский муниципальный район.

В зону «Север» входят: г. Кемерово, Ленинск-Кузнецкий городской округ, Березовский городской округ, Анжеро-Судженский городской округ, Беловский городской округ, Юргинский городской округ, Тайгинский городской округ, Полысаевский городской округ, Юргинский муниципальный район, Яйский муниципальный район, Кемеровский муниципальный район, Мариинский муниципальный район, Тяжинский муниципальный район, Промышленновский муниципальный район, Ижморский муниципальный район, Ленинск-Кузнецкий муниципальный район, Беловский муниципальный район, Топкинский муниципальный район, Гурьевский муниципальный район, Яшкинский муниципальный район, Чебулинский муниципальный район, Крапивинский муниципальный район, Тисульский муниципальный район.

Что такое территориальные схемы обращения с отходами?

Территориальные схемы обращения с отходами - это совокупность графического (схемы, чертежи, планы и иные материалы) и текстового описания системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образующихся на территории субъектов Российской Федерации, и направлений ее развития на определенный период.

Требования к разработке, содержанию терсхемы определяется федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления”, постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами"

Терсхема разрабатывается на определенный период и содержит:

  • - финансово-экономические показатели деятельности по обращению с отходами, включая инвестиционные;

Схема в соответствии с требованиями законодательства может предусматривать зонирование территории субъекта РФ для оптимизации деятельности по обращению с отходами в регионе.

Территориальные схемы каждого региона проходят обязательное согласование в Росприроднадзоре и утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ.

Схема отражает существующее состояние системы обращения с отходами, а также перспективы ее развития с альтернативными вариантами. Мероприятия по реализации этих вариантов включаются впоследствии в региональную программу в области обращения с отходами.

Территориальная схема разрабатывается в бумажном виде. Электронная модель терсхемы является правом региона, а не обязанностью. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно принимает решение о необходимости разработки электронной модели.

Территориальная схема обращения с отходам определяет зоны деятельности и задачи регионального оператора. Понятие регионального оператора также определено федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления”:

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Основная задача регионального оператора - обеспечение реализации региональной политики в сфере обращения с отходами в зоне своей деятельности. Территориальная схема обращения с отходам определяет основные - организационные, финансово-экономические, инвестиционные требования к деятельности регионального оператора, фиксирует зоны деятельности и задачи регионального оператора, содержит достаточную информацию для определения затрат регионального оператора, которые зависят не только от объемов отходов и расстояний перевозки, приведенных в терсхеме, но и от материально-технического оснащения потенциального оператора.

Информация о порядке расчета тарифа регионального оператора и максимальная стоимость его услуг определяются уполномоченными органами субъекта РФ в документации о конкурсном отборе регионального оператора. Регоператор выбирается по результатам открытого конкурса на срок не менее 10 лет.

Порядок работы регоператора определен постановлением Правительства Российской Федерации N 505 от 03.06.2016 “Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов”. Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждена методика расчета тарифов по обращению с ТКО.

Территориальная схема обращения с отходами в Кемеровской области

Территориальная схема обращения с отходами Кемеровской области разработана специалистами московской автономной некоммерческой организации «Институт развития регионов».

Территориальная схема обращения с отходами Кемеровской области прошла все необходимые согласования в областной прокуратуре, в областном и федеральном Управлении Росприроднадзора, была рассмотрена Общественной палатой области. Также этот документ получил положительное заключение государственной экологической экспертизы и прошел общественные обсуждения.

Схема рассчитывает направления развития деятельности по обращению с отходами на десять лет.

Электронная модель терсхемы размещена в свободном доступе на интернет-портале органов госвласти области по этой ссылке

Скачать схему

Список терминов

Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.[1]
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.[1]
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.[1]
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.[1]
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.[1]
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).[1]
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.[1]
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.[1]
Трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств.[1]
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.[1]
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.[1]
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.[1]
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.[1]
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.[1]
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.[1]
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.[1]
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.[1]
Твердые коммунальные отходы (ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.[1]
Норматив накопления ТКО - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.[1]
Объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.[1]
Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.[1]
Объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.[1]
Оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.[1]
Региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.[1]
Группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).[1]
Баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.[1]
Отходы от использования товаров - готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.[1]
Норматив утилизации отходов от использования товаров - установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.[1]
Территориальная схема обращения с отходами - текстовые, табличные и графические (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) описания системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению образующихся на территории данного субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.[2]
Источник образования отходов - объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, территория (часть территории) поселения, на которых образуются твердые коммунальные отходы.[2]
Схема потоков отходов - графическое отображение перемещения отходов от источников образования отходов до объектов, используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, с информацией о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.[2]
Электронная модель территориальной схемы - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.[2]